Естественно, греко-римские залы, потом Ассирия-Месопотамия, но гвоздем личной моей программы посещения оказалась выставка, под названием «Фламандцы глазами Давида Тенирса-младшего». Жил такой знаменитый живописец, младший современник Рубенса и Брейгеля. Выставка меня очень обрадовала, однако же слегка и огорчила.
Только я пристроился сфотографировать одну картину, как в спину мне застучали окрики от служительниц, общий смысл которых был: «цурюк» и «ферботен».
Я попытался прикинуться глухим, ибо картина мне очень понравилась, но тщетно. Размерами я безусловно был крупнее любой из смотрительниц, но они взяли количеством, заломав меня как ляхи Тараса Бульбу… Одним словом, фото получилось таким смазанным, что я вынужден был поместить в постинг фотографию из Сети.
Но отступив побежденным, я, все-таки, выразил в довольно резкой форме недоумение: почему, дескать, я могу фотографировать картину, когда она тихо-мирно стоит в своем 248 зале, и не могу этого сделать, когда она часть временной экспозиции в том же Эрмитаже???
Увы, я не получил внятного ответа на свой вопрос, поскольку академика Пиотровского не оказалось поблизости, а все остальные всего лишь выполняли приказ.
Чем меня привлекла эта картина? А вот чем.
Вроде бы типичная пейзанская идиллия: женщины и батраки жнут хлеба, солидные мужчины играют в боулинг – все стараются в поте лица. Но один штришок словно бы превращает картину четырехвековой давности в постановочное фото: все персонажи честно исполняют свои роли, и вдруг… крестьянин на переднем плане выдает себя: внезапно поворачивает голову и смотрит на художника-фотографа!.. Да так и остается запечатленным с повернутой к нам головой.
Мне всегда по душе такие пробросы из века в век, словно бы путешествуешь на машине времени…
P.S. А Пиотровский, на мой пристрастный взгляд, постепенно превращается, если уже не превратился, в этакого жреца-делягу, которому важно выстроить отношения с богами и коллегами по промыслу, а посетитель пусть смиренно ждет, пока на него соизволят обратить внимание, и довольствуется тем, что есть. Считаю, что во многом именно из-за такого подхода Лувр приятнее, удобнее и лучше Эрмитажа, а вовсе не по недостатку экспонатов и выделяемых средств.