Однако, скептики могут обернуться в сторону фондового рынка и поразмыслить: войны нет, цунами нет, все месторождения на месте, все производственные мощности на месте, кадры по большей части квалифицированны и трезвы, как и прежде, ни одна гайка не лопнула в станках, а капитализация падает в разы. Понимаете? Если рассматривать сугубо физическую картину мира, то в результате кризиса ни одна молекула в материальном мире в непривычную сторону не шевельнулась, кроме тех, что образуют в электронных ячейках памяти нули и единицы... Ну, а раз там мода на цены поменялась, почему бы не случиться подобному с Ван-Гогом? При жизни его не признали, потомки возвели на пьедестал, а мы возьмем, да и уценим, чем мы глупее или хуже его современников?
Другое дело, что нет на свете ни одного человека, заинтересованного в резком падении цен на произведения искусства (в пределах своего культурного ареала, естественно, дикому индейцу-амазонцу глубоко плевать и на Ван-Гога, и на Скрябина и даже на Рубенса): музейные служители, аукционисты, копиисты, продавцы красок, педагоги, аферисты - все только за то, чтобы расценки на вечное прекрасное бесконечно росли. Даже покупатель за это, поскольку один ответственный миг он покупатель, а все остальное время потенциальный продавец! Стало быть, раз нет заинтересованных лиц в падении цен на Ван-Гога со товарищи (Репин, Леонардо, Пикассо и т.п.), то цены никогда и не упадут? Не так ли?
Но обернемся вновь в сторону мирового кризиса: практически нет людей, кому кризис принес бы выгоду, даже нищие от него теряют в уровне жизни, а кризис - вот он. Мировой, всеобщий, не ведающий ни эллина, ни иудея... Побежало стадо к пропасти...
Я к чему веду этот неясный, на первый взгляд силлогизм, с примерами из области денег и искусства: если рассматривать нашу цивилизацию, как некую обобщающую единицу, то всему в ней есть место: энтропии, негэнтропии, спадам, подъемам, укреплению горизонтальных и вертикальных связей, прогнозам экономистов, полетам на Марс, нет только смыла и разума, ни высшего, ни коллективного, никакого.
Но не будем унывать, ибо в конечном итоге и без разума преотлично перезимуем, ибо за нас, как за общество, нерушимо стоят два основополагающих животных инстинкта: инстинкт сохранения вида и инстинкт продолжения рода.
P.S. Были бы деньги - можно было бы также потешить инстинкт самосохранения и закупиться акциями, но, увы...