Но это я отвлекся, а собирался-то поделиться любопытным письмишком, от князя Бориса Петровича Шереметева, знаменитого военачальника в Северной войне и сподвижника Петра, другому сподвижнику Петра, Александру Меньшикову, с просьбой о заступе и содействии. Смысл его в том, что Петр, как показалось Шереметеву, обошел его наградами и пожалованиями.
"Челом тебе бью, братец: прошу, братец, твоего жалованья, умилосердись надо мною, подай мне руку помощи. За что я опечален? Что мне обещано, до сего времени удержано, а жалованья мне по моему чину нет; всем - государево жалованье, а мне - нет, а вины мне никакой не объявлено; князь Никита Иванович (Репнин) меня вотчинами вдвое богаче, ему же - жалованье; князь Михайло Михайлович (Голицын) пожалован вотчинами, ему же жалованье дается. Ей, государь мой братец, в нищету прихожу: тебе известно, что ниоткуда ни копейки мне не придет, а будучи в Польше, все лишнее надобно: и харчи, и напитки, и платье. Умилосердься, батька мой Александр Данилович; как и прежнюю всякую милость получал чрез тебя, государя моего, так и ныне у тебя милости прошу: если уж вотчин, обещанных мне, не дадут, чтоб мне учинили оклад по чину моему; а если не буду пожалован, пришло к тому, что - странствовать. Ужели я все прослужил, а не выслужил?.."
И это пишет князь одного из древнейших родов российских, прославленный воитель!.. Который, кстати сказать, входил в десятку богатейших помещиков имперских. Тьфу.
P.S. "Странствовать" - здесь побираться Христа ради.