Наверное. И вообще я многое понимаю неправильно. Так, посмотрел я недавно фильм "Остров". Но сначала цитата из другого произведения.
"- Повторяю тебе, но в последний раз: перестань притворяться
сумасшедшим, разбойник, - произнес Пилат мягко и монотонно, - за тобою
записано немного, но записанного достаточно, чтобы тебя повесить.
- Нет, нет, игемон, - весь напрягаясь в желании убедить, заговорил
арестованный, - ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно
пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего
из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради
свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал.
- Кто такой? - брезгливо спросил Пилат и тронул висок рукой.
- Левий Матвей, - охотно объяснил арестант."
(вы только вчитайтесь в вышеприведенную цитату, не спеша, внимательно, там Иешуа предает своего ученика Левия Матвея)
Итак, фильм "Остров". Для краткости я выскажу свои соображения без подробных описаний, так, словно вы этот фильм тоже видели.
Отец Анатолий не загубил живую душу, человек, которого он выдал и расстрелял, остался жив, но смертный грех навеки поселился в душе мамоновского "старца", ибо - выдал, и на спусковой крючок - нажал.
Большую часть фильма старец принимает у себя в кочегарке страждущих. И - как я увидел - каждому, кто обратился к нему с мольбою, он ломает и портит жизнь, не больше и не меньше.
Девица просит благословить ее на аборт, иначе никто и никогда замуж не возьмет ее в этих краях. Понятно, что не может церковь благословлять этакое, но старец Анатолий говорит просто: тебя и так не возьмут, я это вижу! И своею волей обрекает доверчивую девицу на позор и мучения матери-одиночки. Я не оправдываю аборты, мне они очень не по душе, но так запросто распорядиться чужой судьбой в угоду сколь угодно святому и правильному канону?..
На дворе 1976 год. Тетке сон приснился про мужа, с которым она прожила полгода и который сгинул тридцать с лишним лет назад, на войне... Старец приказывает ей продать дом и имущество, и ехать во Францию, где ее муж болеет... По старцу - он якобы жив и во Франции. С чего бы? Но - допустим на секунду. По его слову, бедная тетка должна пустить по ветру свою жизнь и, ради мечты о чужом (уже чужом, иначе бы вернулся или весть подал) человеке, переселиться в психбольницу, ибо во Францию на поиски больного мужа из старческих видений ее никто не пустит, Франция ведь очень велика и, вдобавок, насквозь капиталистична.
Далее, он двумя молитвами и причастием заменяет мальчику-инвалиду хирургическое вмешательство, а матери его, работающей в закрытом КБ, тоже пускает жизнь под откос, обрекая на немотивированные официально прогулы, по которым она не посмеет никуда никаких объяснений дать...
Потом вдруг предсказывает пожар в настоятельской келье, за сутки до случайного возгорания деревянной стены... Сам при этом 24 часа в сутки работает с огнем...
И, главное дело, удивляется вслух: как это, он грешник смертного-пересмертного греха, а служит Господу проводником его знамений! Ну так и задумался бы резонно - Его ли Слова он проводник? На мой взгляд на его поступки - верный слуга сатаны.
Я не верю в бога, я просто смотрю за логикой сюжета.
И вижу в фильме и его герое одну единственную логику: я мучаюсь - и вы-ста помучайтесь!
Но ему - было за что страдать, а тетке, доверчивой и малограмотной - за что?
Люди, иначе фильм смотревшие, скажут: Господь милосерден, а старец несмотря ни на что - свят.
Да? Вполне возможно, что я не только донос и предательство, но и святость неверно понимаю. Тогда из каких резонов святой старец Анатолий сажей дверную ручку мазал, кроме как сделать гадость своему собрату по вере, другому монаху, который при всех своих недостатках, никого не предавал и не убивал? В отличие от старца.
Мамонов - классный актер, да только не верю я ни ему, ни его персонажу. С персонажем я уже объяснил, но и сам Мамонов действует в лучших фарисейских традициях: сначала панк-рок-пропаганда нигилизма, а теперь срочные замаливания и рассуждения о душе.
Тьфу.
Человек должен прямо держаться.