О`Cанчес (hokkrok) wrote,
О`Cанчес
hokkrok

Categories:

ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЮ ТОМИМ…

Будучи атеистом, я одинаковым интересом обращаюсь ко всем информационным первоисточникам, питающим мировые религии: к Греко-римской мифологии, к Корану, к Заветам, Новому и Старому…
Знать мифологические реалии не только интересно, а сплошь и рядом - полезно, потому что быт и культура, образ мыслей, поступки людские – все это пронизано древними религиозными влияними.
Приведу пример, пусть и не полезный в этот раз, но забавный.
Каждый из нас помнит, вероятно, строки из стихотворения Пушкина:
«Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился…
……………………………
И горний ангелов полет,
……………………………
Глаголом жги сердца людей»

Смысл стихотворения более или менее внятен любому школьнику, хотя возникают порой вопросы: почему горнИй, почему шестикрылый, почему, в конце-концов, именно глаголом, а не деепричастием?
Возникают, возникают, я лично изводил взрослых именно этими…
Но сегодня, в свете новых моих познаний, я готов был бы задать животрепещущий вопрос и самому Пушкину:
- При чем тут серафим, Александр Сергеевич??? Хоть вы и пресветлый гений ( а я действительно так считаю), но тут уж слишком густо загребаете, нескромно!..
Дело в том, что в нашей православной религиозной культуре ангелы распределены, подобно Петровской «Табели о рангах», на три триады и девять чинов, по три чина в каждой триаде. Вот список их, от первых к девятым, от высших к низшим:

серафимы - первый
херувимы - второй
престолы - третий

господства - четвертый
силы - пятый
власти – шестой

начала - седьмой
архангелы - восьмой
ангелы - девятый.

В каждой триаде своя особенность:
- первая характеризуется непосредственной близостью к Богу
- вторая подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества
- третья характеризуется непосредственной близостью у человеку.

Александр Сергеевич – человек, пусть и сверхзамечательный, и ему, в его системе ценностей, достаточно было бы того, что низшие в небесной иерархии архангелы Гавриил и Михаил взаимодействовали с пророками, с апостолами и родственниками самого Иисуса Христа… Но нет же, именно серафим ему понадобился!
Да, раньше бы так и воскликнул: «Ай-яй-яй, Александр Сергеевич, богохульствуете, гордынствуете!»
Теперь же просто предполагаю, что Пушкин поленился разбираться в ангельских чинах по мудрым книгам, положился на русский авось и всеобщую нашу светскость.
Может, оно и не вполне правильно, зато человечно.
Но не правильно.
Но человечно.
P.S. ГорнИй - это высокий, поднебесный.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments