Это было на рубеже тысячелетий, когда сама Сеть была молода, а Рулинет совсем еще юн (Рулинет – русский литературный интернет).
Рулинет породил клуб сетевых поэтов, так называемый «Лимб», забытое ныне название, - а в те времена он был весьма известен пишущему народу. Принимали туда голосованием, кандидатов оценивали – каждый своим аршином, что нередко приводило к казусам: если бы я мог краснеть – сгорел бы от стыда, вспоминая, кто и кого порой судил…
Вот я и спародировал эпизод: «новенький и мэтр», с разбором, с критикой, с надуванием щек, с похлопыванием по плечу…
По-моему, получилось забавно. По прошествии нескольких лет я внес микроскопические правки в первоначальный текст эссе, да название прикрепил…
На всякий случай, все же оговорюсь: от моих нападок на Пушкина не убудет ни его светлого гения, ни моего восхищения вершинами пушкинской поэзии (долины тоже есть, куда без них)
АЙ ДА ПУШКИН-НОВИЧОК!
Письмо:
Здравствуйте, все! Я новичок, и хочу представить на общий суд свое стихотворение.
Немного о себе: родился на Псковщине, в мае мне исполняется двадцать. Зовут меня Саша П., но у меня есть ник: Сверчок. Дело в том, у нас в деревне есть литературный кружок «До зеленой лампы», его ведет мой родственник дядя Вася. Вот он и дал мне этот ник. Посоветуйте, стоит ли мне писать и как вступить в ваш ЛИМБ.
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Aвроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
A нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
СВЕРЧОК.
Ответ с разбором:
Хм… Занятно. Прочитал стихотворение Сверчка. Оговорюсь сразу: автор – не без способностей. Написано весьма неплохо для новичка. Однако несколько замечаний у меня все же возникло, по ходу прочтения. Поехали!
Концептуальность – палка о двух концах: вещь с концепцией получается более плотной, мускулистой, что ли… Но взятая в начале нота неминуемо рождает инерцию, очерчивает пределы и за них уже не выйти, без ущерба для концепции. Вот и вы… «Открой сомкнуты негой взоры» Для нужд размера вы редуцировали букву е в слове сомкнутыЕ. И я просто чую, как родилась мысль: стилизовать речь под девятнадцатый век. И мысль удалась. Почти во всем. «Вечор», «друг прелестный», «запречь» «предадимся» - принимается. Но, извините: «Навстречу северной Авроры» – вы перестарались. Либо «на встречу», либо падежи менять: «северной Авроре». Впрочем, это пустяк, есть огрехи и посерьезнее.
Вы злоупотребляете, юноша, глагольной рифмой. Уж не стану цитировать, взгляните сами. Ну не годится так, чай не восемнадцатый век, когда даже морозы-розы и кровь-любовь считались смелыми новациями.
Далее: северной – севера, блестя-блестит, треском-трещит….
Слишком много тавтологий, да еще на соседних строках… Это либо бедность языка, либо небрежность и торопливость молодого автора. Предпочитаю думать второе. Прикиньте сами, тут можно кое-что исправить. Треском – трещит! – ужас…
Не поленюсь, и процитирую строфу:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Ну, блестя-блестит и иже с ними мы уже обсудили…
Казалось бы – отличные строки, яркие образные…
Однако, я вижу северную зиму каждый год, а реку (Неву) каждый день. Если ночью была вьюга – с чего речке подо льдом блестеть? Она вся в снегу, поверьте уж мне, под сугробами, которые вьюгой намело. Поземка – да, в погожий зимний день она способна ненадолго очистить от снега лоскуточки земель и вод, а вьюга - которая ветер, замутивший коктейль из старого земного и нового небесного снега – никогда. И с утра от снега ее (речку), вялотекущую подо льдом, никто не расчищает, хотя вдруг на Псковщине другие обычаи?
Иней зимой появляется на стенах, фонарях, стволах деревьев – в оттепель, сразу, как мороз отпустит, но не в морозный день. А если бы и случилось такое чудо, то после снегопада, в ельнике(!) его, иней, под полуметровыми охапками снега даже в бинокль не рассмотреть, не то что сквозь окошко (кстати, заиндевевшее и с морозными узорами J)
«Думать у лежанки» – неточно. На лежанке, вероятно. А если не на ней, то почему у лежанки, а не перед печью, к примеру? Необязательный образ получается.
«Кобылку бурую запречь» - да ради бога. Но откуда, в таком случае, взялся бег «нетерпеливого КОНЯ»? Популярная ныне смена пола?
Заканчиваю. Вы явно способны на большее. Именно поэтому я в обзоре больше давил на недостатки, а не на достоинства вашего поэтического дара. У вас обязательно получится. Я бы с удовольствием принял бы вас в ЛИМБ, если бы то от одного меня зависело.
Успехов. Ваш О`Санчес
ЗЫ «И берег, милый для меня» Необязательная, чисто концовочная строка. Верю, что берег вам мил, но почему? Откуда об этом узнает читатель?