Вот она (он):
*******
ПРОКУРОР, АДВОКАТ И РИХТОВАННЫЙ ЭКСПРОМТ
Цитирую по памяти, могу чуть ошибиться в пунктуации:
«Я хочу быть понят своей страной,
А не буду понят — что ж...
По родной стране пройду стороной,
Как проходит косой дождь.»
Поздний Маяковский, пронзительные строки. Я не люблю позднего поэта Маяковского, за то, что разменял талант на агитки. Я не люблю человека Маяковского за... не важно, к поэзии почти не относится. Но эти строки — настоящие.
Как-то я задумался именно над ними: почему они меня затронули, в чем магия этой его поэзии? Заранее отвечу - почти ничего не надумал. Разве что — искренность и высокое качество стиха. Конечно же, стал разбирать эти строки на составные части, потому что моему эстетическому восприятию подобная поверка алгеброй гармонии ничуточки не мешает, а напротив, усиливает радость от удачных стихов. Ну, принялся шустрить в поисках недостатков. «Стране-стороной» — вроде как недостаточно «изячно»... Нет, за такие мелочи (да еще вкусовщинные) даже великих грешно пинать. «Что-ж — дождь?» — Нет, нормальная рифма на слух, если учесть, что написано по-московски, где, в отличие от старопитерских «булоЧная, сквореЧня, Что», в ходу «булошная, скворешня, што». Размер? — Нет, Маяковский потом и кровью, что называется, заслужил право писать собственным размером, тут силлабо-тоника ни при чем... Но я искал...
«Косой» — что-то мне царапало мозг этим определением дождя... Я уж раздвоился и, в качестве адвоката перед прокурором, попытался представить косу дождя в двух смыслах этого существительного, и объяснял для себя метафору косого дождя тем, что он с ветром, а значит — резок и неприятен, и достает под зонтиком и навесом... И добился, вроде оправдательного приговора «за недостатком улик», а все же нет-нет, да и подумаю: «слепой дождь» — не лучше было бы? Вроде и погоды не изменяет кардинально, и настроения не портит, и следов почти не оставляет? Этот образ, как мне кажется иногда, точнее выражает смятение в душе, грусть, и усталость, и сомнение... и надежду...
Но — увы, я не знаю наверняка, да и как узнать? И не бывать в этих строках другому варианту, поскольку случись подобная ерунда — и не его уже эти стихи и не мои (или, там, другого «археолога»).
Так что "вылетит — не поймаешь". Недавно я поторопился с каким-то экспромтом, на тему ног на плечах, а потом только вздыхал, глядя в бледно-зеленую доску: был куда лучший вариант... да кому он нужен, экспромт рихтованный...
http://www.silverage.ru/stat/sanches.html
*******
Так оно и бывает: Сеть помнит, а я чуть ли ни напрочь амнезировался. Но и наткнувшись - развожу руками недоуменно: "бледно-зеленую доску" я еще припоминаю, это одна из старинных гостевых конкурса "ТЕНЕТА" им. Леонида Делицына, а что за экспромт, и, главное, о чем экспромт - намертво забыл и даже примерно не чую.
Может быть о цирковых акробатах?