О`Cанчес (hokkrok) wrote,
О`Cанчес
hokkrok

Category:

"АНЮТА" В БАЛТИЙСКОМ ДОМЕ

Dance Open - Ежегодный Международный Фестиваль балета, который проходит в Санкт-Петербурге.
12 декабря, в рамках этого фестиваля на спектакле: Пермский академический театр оперы и балета поставил "Анюту" (постановка и хореография Владимира Васильева)
Почему для названия выбраны английские слова – я не знаю, быть может, для пущего прельщения англоговорящих иностранцев: участников, спонсоров и СМИ.
Чуточку царапает взгляд, но ничему остальному не мешает.

Перед тем, как написать эти строки, мне пришлось выловить Сетью и посмотреть, освежить в памяти знаменитый телефильм-балет «АНЮТА», сравнить, ибо того требует предыстория балета.
Но я предельно коротко.
В начале 80-х прошлого века, режиссер Александр Белинский и танцовщик Владимир Васильев создали телефильм-балет «Анюта», по мотивам чеховской «Анны на шее».
Танцевали Васильев и Максимова, музыка Валерия Гаврилина. Без преувеличения говорю: получилось гениально!
В итоге, многие театры мира ставили этот спектакль вдохновленные именно «первопроходцем», шедевральным телефильмом (а не наоборот, как это обычно бывает).
Идем дальше.
Постановщик и хореограф современного спектакля – по-прежнему Владимир Васильев, поэтому неудивительно довольно сильное внешнее сходство спектакля и телефильма.
Но оно не буквальное: так, некоторые сцены повторяются «один в один», некоторые разнятся весьма значительно.

РЕМАРКА В СТОРОНУ: я уже много лет как наслышан о культурном «пермском» феномене, который то и дело «потрясает основы» театрального искусства и дерзко спорит по качеству сделанного с театральным олимпом обеих наших столиц. Слышать – слышал, безусловно, а своими глазами видел впервые.
Чтобы пресечь смысловую интригу-завлекалочку на корню: да. Впечатлен, спектакль просто прекрасен! Богатство, яркость костюмов и декораций ничуть этому не мешают, только добавляют!

Так уж мне случайно повезло, что осень 2020 года выдалась весьма урожайной на зрительские впечатления: был в Мариинке, в Михайловском, в Александринке – и не по одному разу, видел балеты, слушал оперу, в «костюмном» и концертном исполнении, и вот теперь – «Анюта» в Балтийском доме.
Ни в коей мере не будучи театралом, профессиональным критиком и специалистом по балету, просто высказываю свое мнение зрителя-зеваки.
АНЮТА – Полина Булдакова. Ее танцы мне пришлись по душе, но еще более – изящество, мягкость, с которой она не просто танцевала, играла на сцене! И уж не знаю, как ей это удалось – но да! – она сумела сыграть одновременно девушку Анну и саму Екатерину Максимову, в честь которой и создан был этот спектакль. Браво.
ОТЕЦ АНЮТЫ – Сергей Першин. Да, хорошо – и целиком в русле образа, созданного в телефильме самим Владимиром Васильевым.
ПЕТЯ И АНДРЮША – Марат Нурмухаметов и Дмитрий Павелкин
СТУДЕНТ – Кирилл Макурин
АРТЫНОВ – Марат Фадеев
ЕГО СИЯТЕЛЬСТВО – Сергей Крекер
СТУДЕНТКА – Ксения Ткаченко
ДВА ОФИЦЕРА – Олег Куликов, Николай Ланцев
ТРИ ЩЕГОЛЯ – Дмитрий Звягин, Клим Крэйн, Ярослав Щелин
ТРИ ЦЫГАНКИ – в телефильме я их не припомню. Но они украсили, спору нет! – Анна Пушвинцева-Поистогова, Альбина Рангулова, Елена Хватова.
Все, включая кордебалет, играли и танцевали здорово, любо-дорого смотреть!
Брави!

Гм… Позволю себе…
Может быть, я ошибаюсь, и смотрел недостаточно внимательно, однако же мне очень бросился в глаза, реально впечатлил короткий танец, который показал нам некий «ПИСАРЬ» – Генрих Райник. Очень здорово!
Ну и, наконец, МОДЕСТ АЛЕКСЕЕВИЧ, МУЖ АНЮТЫ.
В телефильме его сыграл очень мягко и корректно Гали Абайдулов. Роль у него была относительно небольшая, но он с нею справился на все двести процентов, и в игре, и в танцах.

Но в данном спектакле МОДЕСТА АЛЕКСЕЕВИЧА играл Александр Таранов. Это нечто!
Полное впечатление, что он стянул на себя половину всех одеял! О, нет, я не в ругательном смысле! Ни грим (сочетаемое сходство с президентом Путиным и Гали Абайдуловым), ни увесистый живот-накладка, прикрепленный к танцовщику волею постановщиков, не помешали Александру Таранову танцевать… э-э-э… нечто среднее, между превосходно и великолепно! Браво!

Да, на мой взгляд – вот самое сильное отличие спектакля и телефильма: удельный вес образа МОДЕСТА АЛЕКСЕЕВИЧА.
Не ярчайшее наличие трех цыганок, не вступительная сцена отпевания умершей матери семейства – но образ мужа Анюты.

А что у нас с критическими стрелами?

Есть чуток, только я их пускаю через силу, очень уж спектакль хорош.
– Оркестра не было, танцевали под запись, но на выезде оно и понятно, здесь не упрекнешь…
– Мне лично почудилось, что на дуэте «сон», Анюты и студента, Кириллу Макурину было непросто показывать легкость и непринужденность в элементах силовой поддержки…
– Спектакль (и в телефильме, и на сцене) – явно водевилен, однако же постановщики спектакля не побоялись утяжелить его начальной сценой отпевания, и финалом с бездомными родственниками Анюты… добавили драматизма, на грани трагедии… Может, зря, а может и нет – дело вкуса.

Все, спасибо за внимание.

P. S. Чуть не забыл! Музыка! Гениальная музыка Валерия Гаврилина. Валерий Гаврилин и Георгий Свиридов лично для меня – любимейшие русские композиторы второй половины ХХ века, а уж в «Анюте» Валерий Гаврилин показал себя в полный рост!
Иногда я нарочно сравниваю «Тарантеллу» Джакомо Россини и «Тарантеллу» Валерия Гаврилина. Трудно выбирать меж двумя шедеврами, но… Вторая, на мой вкус, как минимум не хуже первой.








Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments