Если говорить о классике, я однозначно признаю талант Марии Петровых, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой. Вряд ли нуждаются они в моем признании, а тем не менее, надеюсь, что им, там, в мировом эфире, будет приятно об этом узнать.
Если говорить о современности, о сетевой литературе, я высоко и без оговорок ценю и лично предпочитаю творчество трех поэтесс (некоторые из них настаивали на самоназвании самка-поэт): Ольги Родионовой из США, Дианы Эфендиевой из Эстонии, и Марины Серебро из России.
У Ольги Родионовой есть псевдоним «Верочка», не путать с «Верочкой» Полозковой, которая тоже неплохо пишет стихи.
Но сегодня я хочу рассказать о маленьком открытии моего вчерашнего дня, и это открытие имеет самое прямое отношение к женской поэзии.
Итак, Мирра Лохвицкая.
Что я знал о ней до вчерашнего дня? Дамочка-поэтесса, предтеча серебряного века, родная сестра Тэффи, одна из главных «экстазерок», которым посвящал свои поэзы Игорь-Северянин.
Мать пятерых детей, предполагаемая любовница Бальмонта, безвременно умерла тридцати шести лет, в 1905 году…
Мне бы насторожиться на тот факт, что хвалит ее сам Северянин, человек большого и очень необычного поэтического дара, но… увы, этого было слишком мало для того, чтобы я шевельнулся в поисках образчиков ее творчества. И вот, вчера, совершенно случайно, попалась мне в руки электронная версия небольшого собрания ее сочинений.
Ну, открыл, мучимый чувством долга, ну, полистал… и еще полистал… И слегка обомлел.
Эта самая Мирра Лохвицкая – оказалась истинный поэт!
Тематика ее поэзии проста и предсказуема, почти как нынешний рэп, и стандартна для ее времени: любовь, небо, луна, одиночество грозы-розы-слезы, но как это написано! Стих ее свободен и элегантен, слово не спотыкается о слово, строки перетекают одна в другую без надрыва и натуги, а образы… Попробуйте сыскать свежие образы по теме одинокой любви и сердечных мук!? – А ей в то время удавалось!
Звали ее в реальной жизни Мария Александровна Лохвицкая, росла она и воспитывалось в очень благополучной и образованной петербургской семье, что ощущается на любой странице, сестра – всем известная Тэффи, брат – военный, впоследствии генерал белого движения…
Чем ей не понравилось собственное имя и зачем она взяла столь чудной псевдоним? Не знаю, впрочем, не мне бы на эту тему удивляться.
Короче говоря, считаю, что Мирра Лохвицкая – одна из самых знатных, самых талантливых и незаслуженно забытых гранд-дам нашей русской поэзии. Многие именитые во искусстве современники укоряли (троллили, говоря по-нынешнему) ее в том, что стихи Лохвицкой напрочь лишены гражданственности! Они и не подозревали, небось, что некий дальний потомок-словесник из 21 века отнюдь не воспримет сие как недостаток!
Мой поклон Вам, Мария Александровна!
Чтобы не быть голословным, процитирую два стиха, почти случайно выбранных из сборника.
ИТАК:
«ВИОЛОНЧЕЛЬ»
Играл слепец. Душой владели чары.
Вздымалась грудь и опускалась вновь.
Смычок как нож вонзал свои удары
И песнь лилась, как льет из раны кровь.
И чудился под звук виолончели
Хор демонов, мятущихся в мгле.
Мои мечты к бессмертию летели,
Он звал меня к подземной, вечной мгле.
Он звал меня к безмолвию забвенья,
Где таят слез немая благодать.
Играл смычок. Змея смыкала звенья.
О, дай мне жить! О, дай еще страдать!
1895
Я люблю тебя, как море любит солнечный восход,
Как нарцисс, к волне склоненный, - блеск и холод сонных вод.
Я люблю тебя, как звезды любят месяц золотой,
Как поэт - свое созданье, вознесенное мечтой.
Я люблю тебя, как пламя - однодневки-мотыльки,
От любви изнемогая, изнывая от тоски.
Я люблю тебя, как любит звонкий ветер камыши,
Я люблю тебя всей волей, всеми струнами души.
Я люблю тебя, как любят неразгаданные сны:
Больше солнца, больше счастья, больше жизни и весны.
1899