Почему заметка, а не эссе? – Да потому что короче.
Итак, басня, как правило, сатирическая стихотворная миниатюра, с вольной рифмой, нестрогим размером, в аллегорической форме обличающая и высмеивающая те или иные человеческие пороки, недостатки.
Из имен, что до сих пор на слуху – Эзоп, Лафонтен, Крылов, Михалков… Всех уважаю, все они таланты и поэты.
Но я лично считаю басню довольно низким жанром, ибо начиналась она с раба Эзопа, который осторожными намеками пытался доводить свои насмешки до разума хозяев, а продолжилась Лафонтеном и Крыловым, которые пытались с помощью простых аллегорий, написанных простым языком, доводить прописные истины до простых и очень простых людей.
Сергей Михалков не уступал талантом ни Крылову, ни Лафонтену, однако его басни в основном предназначались высокому начальству, чтобы те ясно видели: в СССР есть не только юмор, но социалистическая сатира, пребольно бичующая любого перерожденца, невзирая на чины и лица, вплоть до управляющего жилкомхозом.
В итоге, в корне любой басни, написанной в прошлом и настоящем – обязательная мораль, подстраховывающая замысел автора, в нескольких словах поясняющая «соль» написанного.
«Сыр выпал…», «Слона-то я и не приметил…», «Ты сер, а я, приятель, сед…», «Но обожал подхалимаж…», «А сало русское едят…»
Повторюсь: для меня басня – очень тусклый, скучный жанр, мне претит читать морали кому бы то ни было, да еще и следить за тем, чтобы написанное в рифму было понятно всем и каждому, от примата и ниже, поэтому не читаю их и не пишу.
Но было бы странно, вздумай люди жить, творить и хотеть по единому образцу, не правда ли?