Или ее там нет, но тогда это уже сор, шлак, тлен, а не искусство.
Идея может быть большой и маленькой, новой, или уже ранее опробованной, идея может быть звуком, образом, словом, запахом, рифмой, формулой, мыслью, цветом, пропорцией…
Если присмотреться поближе к толстенному роману «Война и мир», то мы запросто обнаружим в нем не одну, а целый склад идей, малых и больших, ибо роман велик по объему…
Но чтобы он по праву стал великаном среди шедевров мировой литературы, старику Толстому понадобилось насыщать преогромную книгу свою множеством свежих образов и мыслей, здравых и не очень… обогащать словесную руду...
А вот «Черный квадрат» Малевича – это одна единственная ню-идея, идея в голом виде, чистая идея: простой геометрический образ – но маслом на холсте(!), подобно «Бурлакам на Волге» и «Джоконде».
Зато сия первоначальная идея, несмотря на кажущуюся простоту, была не так уж мала и слаба, как это может показаться на первый взгляд (и показалась таковою лично мне, когда я увидел ее впервые лет двенадцати от роду) здравомыслящему, но торопливому ценителю.
Да, скромна и тупикова, но хороша и одинока.
И действительно, для ищущих и думающих в этой простоте скрываются две небольшие бездны:
- За несколько предыдущих столетий, никто из больших и малых гениев-художников до этой идеи не додумался
- Однажды воплотив свою идею, Малевич закрыл тему по целому сектору новаторских исканий, ибо розовый ромб, чистый холст и зеленый параллелепипед – отныне продукт самого третьего сорта из всех возможных, и способен вдохновлять лишь эпигонствующую серость, представителям которой во все времена кажется, что повторив черный квадрат или придумав фиолетовый, или найдя сакральный смысл в множестве оттенков черного фона, они мгновенно становятся в первый ряд великанов, правофланговыми.
Сам же Малевич, как оказалось, идейно слегка подкачал, не выдержав успеха, и даже делал варианты «Черного квадрата»… Типа, «Черный квадратик». На хрена, спрашивается?
Если подобный повтор был с его стороны изощренным панк-перфомансом, то данную его идею я не понял и не принял.
А с другой стороны, если вдуматься – не для меня ведь он творил и сочинял свои идеи.
И не мне их продавал.